XVII Всероссийский конкурс «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами»
6 июня 2024 года
Версия для печати 3298 Материалы по теме
Приоритет – обязательства  в отношении граждан

Малышев
Небольшие муниципальные районы, как правило, располагают скромными бюджетными средствами, но рациональное их использование и грамотное планирование помогают успешно решать многие социально-экономические задачи. О своем опыте управления рассказал глава Гурьевского муниципального района Кемеровской области Сергей Аркадьевич МАЛЫШЕВ.

— Сергей Аркадьевич, расскажите, как в районе планируются бюджетные расходы? Какими принципами при этом руководствуетесь? Что является приоритетным?

— Планирование бюджетных расходов у нас осуществляется на основе прогноза социально-экономического развития. При этом мы учитываем реестр расходных обязательств, который ведется в районе. Он дает нам возможность отслеживать действующие и принимаемые обязательства, соответствие их законодательству. Что в свою очередь позволяет четко производить разделение полномочий между субъектом, районом и поселениями. Обеспечивается единая нормативно-правовая база. Можно сказать, что это один из принципов планирования бюджетных расходов в нашем районе.

При формировании бюджета мы также применяем адресный и целевой характер направления средств. Сегодня в связи со вступлением в действие Закона № 83-ФЗ в районе уже все муниципальные учреждения имеют новый правовой статус, и мы перешли на доведение бюджетных ассигнований в виде субсидий на выполнение муниципального задания.

Бюджет района планируется на три года. Он носит перспективный характер, в него закладываются расходы на долгосрочные программы, касающиеся инвестиций и капитальных вложений. Уточненный бюджет принимается на год. При планировании мы стараемся соблюдать стабильность по нормативам. Поскольку практика муниципальных заданий появилась недавно, формирование нормативов осуществляется на основе анализа предыдущих трех лет. В процессе выполнения задания проводится мониторинг и отслеживается, насколько верно были учтены затраты. Балансируя доходную и расходную часть бюджета, мы стараемся предусмотреть дальнейшие расходы с учетом прогнозов и проектов социально-экономического развития территорий.

Приоритетом при планировании бюджетных расходов для нас являются публичные обязательства, принятые в отношении граждан. Именно они финансируются в первую очередь. Конечно, немаловажным является и выполнение муниципальных заданий. Учреждениям, которые оказывают муниципальные услуги, необходимо обеспечить возможность выполнять их в полном объеме и на высоком уровне.

— Поделитесь опытом реализации целевых программ.

— Финансовый механизм, применяемый в районе, — это программно-целевое управление. Именно программно-целевой подход, который при формировании бюджета мы стараемся использовать максимально, позволяет нам аккумулировать достаточные бюджетные средства. Район у нас дотационный, и поэтому рациональное управление финансами и умение экономить позволяют своевременно решать текущие задачи.

Органы местного самоуправления являются проводниками государственной политики, региональных программ. Но поскольку в каждом районе свои собственные, индивидуальные условия, только на муниципальном уровне можно разработать программу, в которой будут сформулированы те проблемы и цели, которые помогут решить задачи конкретного муниципального образования.

Показатели, по которым мы отслеживаем исполнение программ, формулируются в зависимости от решаемой проблемы, в качественном и количественном выражении. Если количественные и качественные показатели определены достаточно точно, мы можем не только эффективно решить поставленную задачу, но и очень четко спроектировать промежуточный мониторинг в процессе выполнения программы. Это позволяет своевременно вносить необходимые коррективы в организационные мероприятия. Все наши программы являются отражением большой комплексной программы социально-экономического развития района в целом. Каждое поселение имеет свою собственную программу с учетом тех ресурсов, которые есть в наличии.

Гурьевский район состоит из двух городов и семи сельских территорий. Градообразующие предприятия есть далеко не в каждом населенном пункте, поэтому поступления в бюджет везде разные. Целесообразна общая, комплексная программа по району, которая позволит оптимально распределить имеющиеся ресурсы и даст территориям возможность в полном объеме выполнить те услуги и полномочия, которые они обязаны предоставлять жителям.

Целевые программы у нас есть практически во всех сферах деятельности — в культуре, образовании, медицине, социальной защите, молодежной политике... Денег в ведомственных программах немного, но разумное использование позволяет достигать хорошего результата. Эффективным механизмом я считаю проведение конкурсов среди потенциальных исполнителей тех или иных работ. Понятно, что каждый исполнитель оценивает свои затраты по-разному, но нам удается выбрать наиболее экономически выгодный вариант. Сэкономленные средства направляются на решение насущных проблем в социальной сфере.

— Известно, что эффективность бюджетных расходов имеет не только экономическую, но и социальную составляющую. Как вы оцениваете социальные изменения, произошедшие в районе за последнее время?

— Безусловно, эффективность расходования бюджетных средств проявляется и в социальных изменениях, которые повышают уровень жизни населения. С целью повышения доступности для населения услуг социальной защиты мы открыли на одной из сельских территорий Центр социального обслуживания и помощи населению. Для открытия центра специально была выбрана наиболее доступная территория, которая является транспортным узлом. Кроме того, там работает телефон доверия, а также очное консультирование и психологическое сопровождение социально незащищенных граждан. Теперь ветераны, инвалиды, участники боевых действий, малоимущие жители района, дети из неблагополучных семей могут получить психологическую и информационную помощь.

В Кемеровской области по инициативе губернатора А. Г. Тулеева появилась хорошая традиция регулярно отмечать профессиональные праздники — День шахтера, День металлурга и т. д. В 2011 году на территории нашего района проводился День села или День работников сельского хозяйства. Приезжали гости со всего Кузбасса. В процессе подготовки к празднику был реконструирован спортивный комплекс «Металлург». Он находится на границе поселения, сразу за ним — прекрасный сосновый бор. Это одно из самых популярных мест отдыха. Мы проложили современную легкоатлетическую беговую дорожку, реконструировали трибуны комплекса, оборудовали лыжную трассу, провели освещение. Создали условия для предпринимателей, оказывающих торговые и развлекательные услуги. Теперь современный спортивный комплекс дает возможность организовывать соревнования на межрайонном и межрегиональном уровнях, что делает наш район привлекательным для гостей и развивает туристическое направление.

Справка «Бюджета»

Сергей Аркадьевич МАЛЫШЕВ

Родился 19 мая 1963 г. в шахтерском городе Кизел Пермской области. Окончил Кемеровский технологический институт пищевой промышленности, Кузбасский государственный технический университет.

С 2003 г. — начальник отдела снабжения, затем заместитель управляющего Гурьевского филиала «Евразруда» по социальным вопросам.

С 2005 по 2010 г. — исполнительный директор ООО «ОП ТехКомплект».

В 2005 г. избран депутатом Гурьевского районного совета народных депутатов, где возглавил комитет по развитию местного самоуправления и правопорядку.

В 2007 г. избран председателем Совета общественности

Гурьевского района.

С 2010 г. — глава Гурьевского муниципального района Кемеровской области.

Семейное положение — женат, воспитывает двух дочерей.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно